Эта инициатива вызывает растущий интерес в российском информационном пространстве, где начинает разворачиваться дискуссия о возможности введения углеродного регулирования. Почему так происходит - разберем подробнее.
Во-первых, Минэкономразвития подготовило проект мер по стратегии низкоуглеродного развития России, который стал важным шагом к достижению чистого нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2060 году. Эта задача была поставлена правительством России еще в октябре 2021 года.
Во-вторых, напряженность между богатыми западными странами и развивающимся миром вопросу климата достигла пика на 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Дубае в декабре 2023 года. Очевидно, что прогресс в достижении целей Парижского соглашения 2015 года о сокращении глобальных выбросов парниковых газов и стабилизации глобальной температуры не достигнут. Бедным странам требуются средства на адаптацию, Европа, в свою очередь, путем жестких требований к декарбонизации пытается возродить свою экономику, в то время как крупные развивающиеся страны продолжают увеличивать выбросы в ожидании достижения пика. При этом Россия следует целям Парижского соглашения, выполняя национальные планы.
В-третьих, Минэкономразвития уже в текущем году заявило о намерении ввести плату за углерод, хотя ранее отрицало такой сценарий. Замминистра Илья Торосов назвал данную меру необходимой, однако подчеркнул, что данное решение будет обсуждаться с бизнесом и органами власти. Этот вопрос также обсуждался в рамках Недели российского бизнеса РСПП на Климатическом форуме, где бизнес-сообщество встретило новость о внесении фискальных мер в смущении. Президент РСПП Александр Шохин выразил необходимость внимательного рассмотрения вопроса о внедрении механизма оплаты за выбросы углерода уже в 2028 году.
Недавно Банк России опубликовал доклад о предварительных результатах стресс-тестирования возможных климатических рисков для российской экономики. Прогнозы неутешительны: при неактивной адаптации к энергетическому переходу треть крупнейших компаний ожидают серьезного ухудшения финансового состояния в период до 2030–2040 гг. В случае более строгой климатической политики эти компании столкнутся с проблемами еще раньше, что отразится на их финансовых показателях.
Даже если представители «коричневых» секторов экономики - нефтегазовой, металлургической, горнодобывающей и транспортной отраслей, а также производители удобрений и химикатов - попытаются адаптировать свои бизнес-модели к условиям энергетического перехода, внутреннее углеродное регулирование окажется для них значительным ударом, так как будет взиматься не только за объем выбросов, предназначенных на экспорт, но и за весь объем выбросов от производственной деятельности предприятий.
Концепция взимания платы за углерод появилась в Европе с целью решения внутренних проблем, таких как снижение энергетической зависимости, особенно от России, и создание искусственных преимуществ для собственной промышленности. Таким преимуществом стала пошлина за парниковые выбросы при производстве продукции, поставляемой из других стран для продажи в Европе, что известно как ТУР, или европейское трансграничное углеродное регулирование.
Известно, что если в странах будут взиматься углеродные налоги на уровне около 100 долларов за тонну СО2-эквивалента, то производителей возможно освободят от платежей по европейскому ТУР. Учитывая сложившуюся санкционную ситуацию, маловероятно, что Евросоюз будет охотно относиться к России и освободит ее от уплаты налога. В случае сокращения экспорта в страны Евросоюза, сборы с оставшихся объемов экспорта, в контексте российской экономики, будут несущественны. Кроме того, российские компании рискуют заплатить дважды - и в России, и в Европе.
По оценкам МВФ, фискальные поступления от углеродного регулирования в России могли бы быть значительными. Следует отметить, что волнение вокруг углеродного регулирования в России продолжает нарастать, и некоторые бизнес-структуры уже начинают принимать меры для адаптации к новым условиям. В ближайшем будущем можно ожидать дальнейших шагов в реализации декарбонизации российской экономики и внедрении мер по углеродному регулированию.