Ученые в области нейробиологии давно интересовались возможными отличиями в строении мозга у детей с высоким уровнем интеллекта по сравнению с их сверстниками, обладающими обычными способностями.
Одаренные школьники восхищают даже самых опытных ученых своими умственными способностями. Они не только легко справляются с сложными задачами, но и находят оригинальные пути их решения или даже создают свои собственные задачи с "подвохом". Кроме того, они часто обладают поразительным творческим талантом, создавая гениальные стихи с глубоким смыслом и увлекательными рифмами.
Не менее важным аспектом является высокий уровень мотивации у этих детей в отношении обучения. В зарубежной литературе для этого понятия придумали термин "need for cognition" - "потребность в познании". В то время как обычного школьника сложная задача на первый взгляд может отпугнуть, одаренный ребенок будет упорно работать над ней часами, поскольку сам процесс решения доставляет ему настоящее удовольствие.
Исследования с применением магнитно-резонансного сканирования показали, что у "вундеркиндов" в раннем детстве кора головного мозга более тонкая по сравнению с детьми, не обладающими уникальными способностями. С течением времени эта кора начинает утолщаться, но у гениальных детей этот процесс происходит более медленно. К 11-12 годам толщина коры достигает своего пика и начинает постепенно уменьшаться. У детей, не обладающих уникальными способностями, эти процессы протекают быстрее.
Исследователи пришли к выводу, что в процессе формирования мозг "вундеркиндов" "отбраковывает" клетки, которые он считает излишними и способными ухудшить качество умственной деятельности. Это позволяет таким детям становиться значительно более умными, чем можно ожидать от их возраста.
Дополнительные исследования также подтверждают, что мозг одаренных детей продолжает развиваться и изменяться в течение их жизни. Этот процесс может быть связан с не только с физическими изменениями, но и с более сложной организацией нейронных связей.